Уровень: Профи Перевод раздела из тома 3 работы «Аштадала-йогамала» Б.К.С. Айенгара

Сегодня мы с вами встретились, чтобы я посмотрел на учителей, с которыми еще не знаком. К тому же, я давно не наблюдал, как старшие преподаватели проводят занятия. Последний раз это было лет 10 назад. То, что я увидел сегодня, убедило меня, что стандарты преподавания сильно упали. Поэтому я собрал вас всех для серьезного разговора.

Когда вы получили сертификат, неважно какого уровня – Introductory, Junior или Advanced, – вы думаете, что теперь все знаете и вам нет нужды встречаться с более опытными преподавателями. Такое изолированное преподавание является одной из причин, почему уровень преподавания падает повсеместно. Вы забываете основы, самые базовые вещи. Это  порождает стагнацию и приводит к смерти искусства йоги. Ваше преподавание становится искусственным.

*****

Давным-давно, когда я только начал вводить систему сертификатов, это было связно с  образовательными стандартами в ряде стран. С тех пор количество учителей возросло и  продолжает расти, но новые учителя развиваются непоследовательно. Так что, думаю, мне придется ввести подуровни в уже существующих уровнях.

Я считаю, что преподаватели должны обучать только тем асанам, которые соответствуют их  уровню сертификата. Также они должны учить тем позам, которые глубоко исследовали и проработали.

*****

Иногда я вижу, как старшие преподаватели забывают про основные моменты в обучении, и  мне приходится их возвращать к корням йоги. Йога – это практический предмет, но я заметил, что многие учителя ведут занятия так, будто читают лекцию в университете. Они просто декламируют текст, который ученики не могут усвоить. Если я их останавливаю и прошу повторить, что они сказали минуту назад, они не могут повторить свои собственные слова! Они не могут связать свои инструкции с действиями, и ученики ничего не понимают. Они как будто зачитывают абзацы из  книги, не обращая внимания, делают ли что-то ученики или нет. Скажите мне, это преподавание от сердца или от мозга?

Также я заметил, что учителя используют слишком много слов и ничего не делают. Они дают людям инструкцию поднять грудную клетку, хотя их собственная падает. Так как же ученики смогут понять и поднять грудину? Учителя должны говорить меньше и демонстрировать то, что  они хотят донести до аудитории. Они должны переводить слова в действия. Нужно учиться говорить меньше и по делу. А старшие преподаватели должны следить, насколько разумно молодое поколение использует инструкции.

Вы не можете учить только от головы, вы должны учить от сердца. Я вижу искренний интерес в учениках, но он может пропасть, если вы не будете вовлечены в  происходящее. Перезарядите свои эмоциональные и интеллектуальные батареи. Не теряйте эмоциональный и интеллектуальный контакт с учениками. Только так вы можете поддерживать в  них интерес к йоге.

*****

Иногда я вижу, что асаны преподаются не по методике. Если это так, я не хочу, чтобы звучало слово «Айенгар». Вчера я наблюдал, как преподаватель учил художественной гимнастике, называя это «йогой Айенгара». В йоге мы координируем действия тела с дыханием и используем их для понимания того, что происходит внутри. Асаны должны преподаваться так, чтобы развить жизненную силу и осознанность в  теле, мыслях, дыхании и сознании.

*****

Преподаватели обычно хорошо знают технику выполнения асан. Но мы должны также понимать слабые и сильные стороны учеников, чтобы дать инструкции, которые будут наиболее подходящими. Учитель должен внимательно наблюдать за своими подопечными. Я очень обеспокоен. Вместо того, чтобы отслеживать нужды учеников, преподаватели заботятся только о технике выполнения поз.

Они что-то говорят о большом пальце ноги и не видят грубых ошибок, которые допускают люди в классе. Если у человека не выпрямлена нога или он вообще засыпает, что можно говорить о  такой маленькой детали, как большой палец ноги? Это очень плохой подход к  обучению. Когда не исправлены грубые ошибки, рано говорить о более тонких вещах.

*****

Пойдем дальше. Преподаватели не смотрят в глаза ученикам. Очень важно сохранять контакт глаз во время занятия! Если им скучно, они не усвоят инструкции, поэтому преподаватель должен вовремя это увидеть и поменять свой подход, чтобы оживить учеников. Вчера на уроке одного преподавателя я заметил, как глаза учеников покраснели через 20  минут после начала практики. Преподаватель даже не обратил внимания на это. Их  красные глаза говорят об излишнем напряжении. Какая польза от такого занятия? Почему учителя не смотрят людям в глаза? Все это еще раз подтверждает, насколько падают стандарты преподавания.

*****

Многие преподаватели думают, что раз они уже получили сертификат, им больше не нужно работать над собой. Например, есть учитель А, страдающий болями в нижней части спины. Много лет он не может исправить ситуацию, практикуя по привычке. Что же будет с его учеником, который обратится к нему с такой проблемой? Сможет А помочь человеку, если не  смог помочь себе самому? Если А не знает, что делать, он должен пойти к Б, который много лет работал над этим вопросом и нашел ключ. Тогда знания преподавателя А  возрастут, и он поймет, как решить проблему. Вот почему преподаватели обязаны консультироваться с более опытными учителями.

*****

У некоторых учителей очень высокий уровень практики, но они не должны вести занятия так,  как занимаются дома самостоятельно. Вы в классе не для удовлетворения своих амбиций. Вы  должны провести занятие так, чтобы это пошло на пользу ученикам. Каждый должен быть вовлечен. Это их время преобразовывать себя. Учитель лишь наблюдает, как сокращается пропасть между ним и учениками по мере развития их практики.

*****

Есть много способов осознать правильное и неправильное движение. Нужно пробовать разные варианты, чтобы найти баланс в теле. Многие учителя не практикуют, говоря, что у  них  нет  на это времени. Если они не практикуют, как они могут учить?

Йога – это не лекция и не теоретическое занятие. Определения и слова нужны мозгу, сердцу же нужен опыт и коммуникация. Вы должны совмещать оба аспекта. Слова не  должны играть главную роль, если нет отклика в теле и в сердце. Нужно учить от  сердца к сердцу!

Вы должны постоянно искать способы улучшить свое преподавание. Ученики приходят только к  тем, кто работает над собой и чье преподавание достигает высокого уровня мастерства. Вы должны исследовать своих позы, задавать себе вопросы, почему ваше тело двигается так или иначе и как поправить себя. Только тогда вы сможете поправлять учеников.

*****

Когда Гита только начала преподавать, я сказал ей: «Внешне будь всегда активной и  благожелательной, а внутри – созерцательной и вдумчивой». Вы никогда не  должны при учениках выражать сомнения или показывать неуверенность. Если они это  заметят, они больше не придут к вам в класс. Если вы в чем-то засомневались, отработайте этот вопрос дома, а не на глазах у ваших учеников. Вы должны вдохновлять людей, а не внушать им сомнения и страх.

Если ученик задал вам вопрос, а вы не знаете ответа, скажите ему, что сейчас не время это  обсуждать, и вы подробно ответите ему завтра. В этот же день вы должны выяснить все относительно этой проблемы и выполнить свое обещание перед учеником. Не увиливайте от  ответственности, но и не показывайте, что вы в чем-то не уверены.

*****

Я считаю, что каждый месяц учителя должны собираться вместе и обмениваться знаниями. Рассказывать о своих ошибках, обсуждать и искать правильный практический подход. Это  хорошая возможность помочь друг другу и обменяться ценными ключами. В Пуне учителя часто обращаются ко мне за советом, и я тут же даю им направление. Так почему бы  и вам не обмениваться своими знаниями? А если кто-то из вас побывал в Пуне и  узнал что-то новое, он обязательно должен поделиться этим с остальными. Здесь нет  места эгоизму, мы все делаем одно дело.

Старшие преподаватели должны собираться отдельно от остальных и обсуждать образовательные программы. На эти встречи нужно приглашать менее опытных преподавателей и обсуждать с  ними их слабые и сильные стороны. Это принесет огромную пользу и тем, и другим. Те, кто слишком горды своей практикой, смогут осознать, над чем им надо работать. А более слабым учителям следует оказать поддержку и вселить в них уверенность.

*****

Некоторые учителя думают, что они достигли уже достаточно высокого уровня. Некоторые части их клеток активны, что заставляет их оценивать свою практику, как развитую. Но  они  не задаются вопросом, в каких частях их клетки изношены. Где клетки не  работают, а где уже умерли? Если вы можете ответить на этот вопрос, тогда я  поверю, что у  вас высокий уровень практики.

Зачастую наши клетки не позволяют нам развить асану. Мы можем думать, что хорошо выполняем позу, потому что не испытываем боли. Хорошо, но где же равновесие? Где  ровность? Где глубокое понимание практики? Где грамотное распределение энергии? Если все  это не исследуется, то ваши асаны иллюзорны.

Поэтому я хочу, чтобы учителя йоги Айенгара повышали качество своей практики. Собирайтесь вместе и совершенствуйтесь. Учите хорошо. Идите от грубых инструкций к более тонким. Наблюдайте за учениками, их движениями, их действиями. Не учите только для того, чтобы доставить людям удовольствие. Учите так, чтобы их глаза открылись. Отпечатки от плохой практики сохраняются намного дольше, чем от хорошей. Поэтому учите правильно. Помните об этом. Помогайте им корректировать себя и создавать благоприятные отпечатки с помощью хорошей практики. Да благословит вас Бог!

Лондон, 17 сентября 1987 Автор статьи:
Софья Быстрова

Источник

Newsletter

AxiomThemes © 2022 All rights reserved.