Гитаджи читала лекцию о практике на ежемесячном собрании RIMYI в ноябре 1997 года. Лекция была записана на аудио, расшифрована и отредактирована Лоис Штейнберг.

Первоначально она был опубликован в журнале Конвенции IYNAUS 2001 года «Садхана».

Это часть 4 из 4 этой лекции.

(…) Последовательность зависит от человека. Областью для воздействия может быть сердце или колено, но каждый человек будет иметь свои собственные ограничения, страхи и способности. Вы должны следить за расположением тела в этой конкретной асане. Вы не можете сразу перейти в конечную позу. Скорее, вы должны наблюдать за собой в нескольких промежуточных состояниях, в каждом из которых меняется степень нагрузки. Предположим, что ваше колено имеет ограничение в изгибе. Вы должны изучить, где и как возникает это ограничение. Иногда приносит ограничение боль. Поэтому при каждом изгибе движения колена нужно наблюдать за своими ощущениями. Опять же, вы должны следить, чтобы во время работы с коленом, другие области, такие как пах, крестец, спина и т.д. не искажаются. Если есть проблемы с сердцем, надо посмотреть, здоровое и благоприятное ли его расположение в асане. Вы можете расширить, открыть, и поднять грудную клетку, но напряжение будет видно на плече, горле, шее, лице, и так далее. Затем последовательность и положение или поза в асане изменяется для того, чтобы удалить неправильные, неоправданные и нежелательные напряжения.

Иногда нужно увидеть движение дыхания. Вам нужно следить за диафрагмой и межреберными мышцами. Например, Двипада Випарита Дандасана является питательной, благотворной асаной для сердца. Но если распределение кривизны позвоночника неравномерно, и если вы переутомляетесь в одном месте и недорабатываете в другом месте, то энергия разбита. Она распределяется неравномерно. И иногда у вас заканчивается энергия. На таком этапе вам нужно последовательно соблюдать порядок действий, движений, коррекции, проникновения и релаксации в той же асане. Другими словами, асана также постепенно прогрессирует и развивается.

Вы все практикуете асаны-скручивания, такие как Бхарадваджасана, Маричиасана, и Ардха Матсиендрасана и т.д. Все они являются боковыми скручиваниями. Фундамент для этого действия заложен в асанах стоя. В Паривритта Триконасане, Паривритта Паршваконасане, Вирабхадрасане I и Паршвоттанасане вы поворачиваете живот. В Паршва Ширсасане и Паривритта Паршваикапада Ширсасане происходит вращение. Вы должны выяснить в этих последовательностях, где и как вы поворачиваете позвоночник. В Джану Ширсасане и Трианг Мухаикапада Пашчимоттанасане вы можете сидеть вертикально, не наклоняясь вперед, и поворачиваться. Вы концентрируетесь на выполнении поворота, и вы работаете в позе.

Различные последовательности имеют большое поле для работы. В бизнесе вы найдете различные области для того, чтобы заработать деньги. Почему бы вам не открыть для себя область йоги, чтобы обрести здоровье? Разве у вас нет возможностей, чтобы проникнуть в ваш ум, чтобы узнать в этих асанах, что происходит с вашим физическим и психическим состоянием? Вы заметили правую и левую стороны мозга? Вы знаете, насколько вы способны столкнуться с болью, сколько вы можете терпеть? «Tato Dvandvanabhighatah.» [Тато Двандванабхиата.] «Неподверженность противоположным воздействиям». (II. 48) Когда вы пытаетесь выполнить асану, но не можете, разве не двойственности влияют на вас? Вы чувствуете это, находясь в асане? Почему эта двойственность (Дванда, Dvandva) должна повлиять на вас? Если ваше колено болит в Джану Ширшасане или Ардха Баддха Падма Пасчимоттанасане, у вас есть два варианта. Либо вы будете пренебрегать коленом, или вы будете концентрироваться на вытянутой ноге. Согнутое колено болит. Вы поддержите его. Прекрасно. Никаких травм. Теперь сосредоточьтесь на вытянутой ноге и выясните, как работает ваше тело. Это означает, что вы пытаетесь сосредоточить внимание не на болезненной области, а в другом месте. Это опять же роль ума. Другой способ заключается в том, чтобы обратить внимание на болезненное колено и выяснить, почему, где, и когда оно болит и сравнить его с другим коленом, которое не болит. Задайте себе вопрос, можете ли вы работать с согнутым коленом так же, как вы работаете с прямой ногой, которая не болит. Что происходит с ним, когда оно не болит? Не прибегаете ли вы к изучению этого момента при помощи ума, который также участвует и связан с болью? Есть два способа совершения действия: сделать что-то бездумно и сосредоточиться на выполнении чего-то. Вот как практика должна строиться и выполняться.

Практика Шавасаны также может ввести в заблуждение учеников йоги. Практикующий задал вопрос, правильно ли делать Шавасану в положении стоя, а не лежа на спине. Кто-то другой ответил на этот вопрос в газете, сообщив, что можно выполнять Шавасану даже в позе сидя. В Хатха Йога Прадипике сказано: «Uttanam Shavavat Bhumau Shayanam Tat Shavasanam». [Уттанам Шавават Бхумау Шаянам Тат Шавасанам.] «Уттанам» является полностью вытянутым состоянием. «Савават» как мертвое тело. «Бхумау» означает на полу. «Шаянам Тат Шавасанам», когда вы ложитесь, это называется «Шавасанам». В Хатха Йога Прадипике Сватмарама сказано, «Savasanam Shrantiharam Chitta Vishrantikarakam.» [Шавасанам Шрантихарам Читта Вишрантикаракам.] Какой должна быть эта Шавасана? Если вы ее выполняете, это должна быть «Шранти Харам». Она должна избавить вас от усталости и беспокойства и ваш ум, Читта, должен перейти к спокойному состоянию. Объясняя эффекты, указывается, какой должна быть техника ее выполнения. Техника скрыта в эффекте асаны.

Как уже было указано ранее, вы должны следить за тем, какой эффект вы хотите получить от асаны, и, соответственно, техника должна быть адаптирована — или, скорее, скорректирована. Если хотите оказать воздействие на колено, чтобы избавиться от боли или увеличить его подвижность, вы должны работать во время практики асаны так, чтобы почувствовать эффект в области колена. Вы должны выполнять асаны, сосредоточившись на колене, так что оно вытягивается, в нем образуется пространство, суставы смазываются. Аналогичным образом, в Шавасане, должны быть отмечены эти моменты. В Шавасане, вы должны лечь на пол, как мертвое тело, «Шавават Пумау». Многие считают, что боль в теле увеличивается в тот момент, когда они ложатся. Тело и ум становятся беспокойными. В этом случае позиция не очень хорошая. Это неправильно. Тело наклоняется так или иначе. После нескольких дней практики вы понимаете это и говорите: «Когда я нахожусь в Шавасане, это плечо болит, или это плечо не болит. Эта нога становится тяжелой». Это не нога становится тяжелой. Ваши мышцы сокращаются, ваша структура наклоняется, грудная клетка опадает, и кровообращение затруднено, где-то тело заклинило. Иногда вы не в состоянии спокойно дышать в позе. Требуется изменить практику Шавасаны. Тело и разум требуют изменений.

Гуруджи дал нам много техник выполнения асан. Вы можете выполнить Шавасану с согнутыми на полу или на стуле ногами, или Свастикасану в Шавасане, просто свободно скрестив ноги в Шавасане. Когда человек не может вытянуть ноги в Шавасане, можно поместить под колени болстер. Когда женщина беременна и не может лечь прямо из-за тяжести живота, она держит ноги согнутыми на одном или двух болстерах и ноги находятся под углом от живота, так что внутри образуется пространство для ребенка. Поза почти как Навасана, где ноги подняты вверх. Это Навасана с опорой под согнутыми ногами, а не Навасана, удерживаемая мышцами. Ноги отдыхают, в то время как позвоночник и голова поддерживаются и живот расслаблен. Когда люди чувствуют тяжесть в животе, или страдают от язвы или желудочного рефлюкса, этот вид Шавасаны также помогает им, потому что уменьшает жжение.

В Шавасане на спине позвоночник может быть приподнят при помощи подушки, болстера или одеяла. Область сердца может быть поддержана при использовании скрученного бандажа, кирпича, или четверти кирпича, или даже планки. Голова расположена выше, чем грудная клетка, чтобы расслабить горло, если кто-то имеет проблемы с горлом, проблемы со щитовидной железой, одышку, астму и т.д.

Шавасана, выполняемая лицом к полу, является еще одной позой. Человек ложится на живот, верхушки стоп полностью обращены лицом к полу, пальцы ног повернуты внутрь, пятки вывернуты наружу, а задняя поверхность бедер вывернута полностью наружу. Руки могут быть размещены в стороны, назад, согнуты, или любым другим образом, как нужно человеку. Дополнительный вес может быть помещен на заднюю поверхность бедер при сильной боли в спине или пояснично-крестцовом радикулите. Ноги могут быть опоясаны ремнем, если наклоняются лодыжки. Колени находятся на небольшом расстоянии друг от друга, они мягкие, но при остеоартрите лодыжки опоясываются ремнем. У некоторых людей колени находятся слишком далеко друг от друга. В этом случае колени удерживаются вместе при помощи ремня, чтобы избежать проблем в коленях. Вы должны скорректировать положение в Шавасане в соответствии с проблемой, при ее наличии. Но, наконец, традиционный, оригинальный, аутентичный и правильный способ выполнить Шавасану – только на спине.

В то время как у Шавасаны существует так много вариаций, поза сидя не дает релаксации. Человек пишет в статье, что можно сидеть и отдыхать в Шавасане. Шавасану сидя мы выполняем только в поезде или самолете. Если мне придется ехать из Пуны в Бомбей, часто после Лонавала я могу вздремнуть. Все в поезде дремлют. Но я не называю это Шавасаной. Это сон. Предположим, у вас более длительное путешествие, из Пуны в Бангалор, и вы дремлите несколько раз в сидячей позе. Тело разрушается. Это не может быть Шавасаной. В Сватмараме сказано: «Шарават Бумау». Когда вы лежите на полу, Шавасана может стать Шранти Харам и Читта Вишрантикаракам. Этого не происходит в положении сидя. Энергетическая сила не распределяется. Уттана означает расширенный, полностью удлиненный. Этого не происходит в положении сидя. Поэтому Шавасана сидя – не Шавасана. Мы даем астматикам выполнять Свастикасану и Дандасану в положении сидя с опорой под грудной клеткой, потому что человек чувствует, что задыхается. Это называется Упашрая стхити. В Упашрая стхити практикующий откидывается немного назад, как в кресле в самолете или поезде. Когда грудная клетка поддерживается, человек чувствует себя хорошо. Дыхание становится свободным. Это Шавасана для этого человека, так как этот человек дышит свободно, но это не классическая Шавасана. Люди, которые чувствуют нехватку воздуха, которые чувствуют себя очень полными в области таза, особенно женщины с обильным менструальными выделениями, становятся беспокойными. Когда менструация обильная, все время женщина испытывает психическое напряжение. Если вы поместите их в Дандасану, Свастикасану или Баддха Конасану с прогибом назад, они чувствуют себя хорошо и находят успокоение в этом положении. Они чувствуют, что ум немного отдыхает. Скомканная, сокращенная и суженная грудная клетка освобождается. Тесно расположенные органы получают пространство внутри. Безусловно, можно снять напряжение, твердость и тяжесть разными методами. Можно преодолеть одышку. Но, наконец, нужно идти к оригинальной и классической Шавасане, чтобы попробовать испытать истинную сущность. Гуруджи разработал и обучил стольким вещам. Я хотела бы сообщить вам, что даже практика Шавасаны выполняется для достижения многих целей. Это для вас, чтобы узнать, что вы должны получить, чему вы должны учиться, и как вы должны практиковать. Если бы класс имел только один шаблон, он бы закрылся в течение дня. Но это не происходит из-за чувств, переживаний, чувствительности, изменений. Происходит преобразование. Нужно наблюдать за этими преобразованиями. Все методы, которые дал Гуруджи, должны быть изучены. Все техники необходимо попробовать и прочувствовать. Надеюсь, вы поняли. Огромное спасибо.

Автор статьи:
Татьяна Бородаенко Основатель, руководитель и ведущий преподаватель «Йога Айенгара Центра». Чуткий преподаватель, мотивирующий на серьезную практику йоги по методу Айенгара, которая приносит потрясающий результат.

Источник

Newsletter

AxiomThemes © 2022 All rights reserved.